УЧИТЕЛЬ  ГОДА - 2016



ЕРМОШИН

Сергей   Владимирович

07.03.1976 г.р.

 

Образование: ПГПУ им.В.Г.Белинского в 1998, специальность «История»

Должность: учитель

Предмет: история и обществознание

Категория: первая

Общий трудовой стаж: 17 лет

Педагогический стаж: 17 лет

Жизнь - бесконечное познанье.

Бери свой посох и иди.

 

Конкурсные  испытания. Это всегда особый этап в жизни учителя. Вынести на суд слушателей свои мысли, чувства. Это период осмысления своего предназначения, любимого дела, его успешности, время задавать вопросы и искренне на них отвечать.

   В наше время укоренились образы вырождения, деформированности, бездуховности. Ученик перестал понимать, где добро, а где зло. Воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Я нашел три источника нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и через методику преподавания.

     Ф.И.Тютчев утверждал: «Истинным защитником России является История». Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя истории – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах то, что и является смыслом жизни.

Одной из важных и обсуждаемых тем сейчас выступает взаимоотношение школы и семьи. Этой проблеме уделяется особое внимание в проекте «Наша Новая школа». Мне родители доверяют самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от меня зависит, сложится ли школьная жизнь ребёнка, отношения родителей к школе, станут ли они моими единомышленниками. Каждый день я смотрю в зеркало с красивым названием «ученики», и часто мне вслед за А.С.Пушкиным хочется сказать: «Себя, как в зеркале, я вижу». Правда, отражение мое не всегда мне нравится. Но это и хорошо: значит, я способен меняться и – менять.

Теперь и не вспомнить точно, когда зародилась мечта стать учителем истории. Может быть тогда, когда я понял, как от понимания проблемы формирования общественного самосознания зарождается самосознание личности. В данном случае речь идет о понятии, лишенном категориальной строгости, интуитивно выводимом, но, тем не менее, на мой взгляд, вполне реальном - чувстве истории.

  Самое яркое событие студенчества - археологические экспедиции, мечты об открытия. Я  повторял слова Н.Рериха: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе Учитель».

  С тех пор прошло 17 лет. Мечта стала реальностью, потому что было стремление стать творцом собственной педагогической системы, рожденной из опыта, ошибок и размышлений над противоречиями, с которыми я столкнулся в повседневной педагогической практике.

  Нужно время, чтобы учитель осознал себя как учитель. Я понял, что только своим примером и своей любовью я смогу вести детей «через тернии к звездам». Верный путь к душе ребенка - свой, выстраданный. Как вместе с ним вновь пережить прошлый исторический опыт, заново структурировать прошлое? Я нашел ответ на свой вопрос в словах Ш. Амонашвили: «Впечатление - это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим».

 

«Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться», - эти слова

 А. Экзюпери - ключ к реализации моей мечты. Я понял свою задачу: помочь пробудиться, зародить чувство истории, творимой сейчас, в данную минуту, важно, чтобы твои воспитанники поняли: прошлое неразрывно связано с настоящим, здесь нет прерванности исторического пути.

Я не равнодушный человек. Больно за свою страну, за будущее нации. Сердцем и разумом переживаю за возрождение России, как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых “старицей возвратил то, что получил от нее”.

  Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории?   Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Ф. Шлегель.

     Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью я отвечу на эти вопросы так: «Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье». 

    Да, мое призвание – учитель. Для  меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа.  Для меня «учитель» – это моя жизнь. Я не работаю учителем, я живу этим.

   Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Поэтому в своей работе опираюсь на исследование   прошлого своего края, района, города, своей семьи, чтобы ребенком осознал себя частью страны, поверил в способность повлиять на ее развитие. Для того чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должен быть готов всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул.

   В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки,  он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

   Современной школе нужен современный учитель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит нам - учителям. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть нашей деятельности. Уча, мы учимся и сами. Как трудно давались первые уроки! Как сложно было подобрать нужные слова! Сколько времени приходилось готовиться к завтрашнему новому уроку! Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. А мой лучший урок ещё впереди!

Только любовь к своей профессии помогла мне преодолеть первые трудные шаги в мире учительского дела. Мне повезло: я работаю в коллективе мудрых, опытных учителей, готовых оказать помощь в любой ситуации. Мои коллеги – мои единомышленники.       

Развивать чувство истории можно лишь из исторического знания от «дней минувших анекдотов от Ромула до наших дней» до четко структурированного знания историка, которое уже не может обойтись без «хронологической пыли бытописания земли»».

   Учитель — счастливейший на Земле человек: у него есть уникальная возможность общения с подрастающим поколением. Кто ещё может похвалиться «постоянной пропиской» в этой волшебной стране, где деревья большие, небо безоблачное, а горизонт необозрим? Значит, учитель обречён на вечную молодость и активность. А это здорово!

    Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задаю на дом задания, которые невозможно выполнить, не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

   Вот и получается, что история – это и есть учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель умеющий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.

 

  

Обо мне в презентации - посмотреть


Обратная связь: serschool1@rambler.ru